Интересные фактыПамятники

Смольный собор в Санкт-Петербурге

87. Это особое число для Смольного собора. Оно имело особое значение и до революции 1917 года, и после. Примечательно, что на архитектуру сооружения повлияло несколько факторов, которые, разумеется, не входили в изначальный план.

История Смольного собора в Санкт-Петербурге

История Смольного собора в Санкт-Петербурге

Сегодня пятиглавый храм возвышается на левом берегу Невы, в районе Смоляного двора. Свои названия эти сооружения получили благодаря тому, что раньше на этой земле варили смолу для нужд морской флотилии.

Первая мысль о столь грандиозном проекте зародилась у Императрицы Елизаветы Петровны в 1740 году. За реализацию столь амбициозной задумки взялся итальянский зодчий Растрелли. Архитектор планировал увидеть свое завершенное творение через десять лет, но его планам не суждено было сбыться. Уже в 1748 году было начато строительство соборного комплекса, а спустя 87 лет — закончено уже под началом другого зодчего, В.П. Стасова.

История монастыря, как и многих других известных достопримечательностей, имеет свои мистические элементы. Например, число 87, которое «преследует» Божий храм. Именно столько лет потребовалось на создание святыни, 87 лет в нем проводились регулярные службы, столько же лет он стоял в запустении, будучи разорен в 1922 году.

Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня

Колокольня в Смольном соборе

В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.

Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:

  • Несмотря на пятиглавость, центральная колокольня доминирует над остальными. Это дань европейскому стилю, которого придерживался первый архитектор храма.
  • Благодаря мастерству строителей была воплощена необычная оптическая иллюзия. Чем ближе наблюдатель подходит к храму, тем меньше он кажется!
  • Собор оформлен в ярком и броском стиле барокко, однако приверженцы классицизма не могут не отметить плавность и необычайную правильность линий сооружения.
    Творцы и архитекторы Божьего храма

Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.

  • Бартоломео Растрелли, обер-архитектор Елизаветы Петровны, был первым, кому выпала честь положить начало строительства великой святыни. Архитектор желал сделать храм поистине роскошным и равным по своему убранству некоторым дворцам. Однако, после смерти императрицы, вкусы знати резко поменялись. Курс был взят на строгость и простоту классицизма, а Растрелли был отстранен от проекта 10 августа 1762 года. Окончательно звезда великого зодчего угасла спустя три года.
  • Ю.М. Фельтен. Под его кураторством были закончены штукатурные работы над фасадом здания, установлены скульптуры. Но все же, из-за недостаточного финансирования, строительство шло медленно, храм ветшал и покрывался трещинами.
  • В.П. Стасов. Архитектор возродил храм: были восстановлены разрушенные участки, добавлено печное отопление (Растрелли планировал собор «холодным»), завершена внешняя и внутренняя отделка. Таким образом, Смольный собор принял свой окончательный вид в 1835 году.

Архитекторы Смольного собора в Санкт-Петербурге

Сложная судьба и неясное будущее

Жизнь Смольного собора яркая, но, в то же время, трагична и имеет мрачные оттенки. Сложный и долгий этап создания породил множество слухов. Упоминали о тяготеющем над храмом проклятии, самоубийствах строителей и просто мрачной атмосфере храма. После завершения строительства последовала «светлая» полоса. Собор посещали прихожане, им восхищались, проводились постоянные богослужения. Однако, лишь 87 лет было отведено святыне. Дальше ее ждало разорение и упадок.

Ангел в Смольном соборе

В 2009 году храм получил новую жизнь. Был проведен молебен, спустя год собор стал открыт для посещения прихожанами. Часть же комплекса до сих пор принадлежит государству. Она служит местом для таких культурных мероприятий как выставки, концерты. Здесь же располагаются учебные заведения СПбГУ.

Теги

meylis

Мотивированный человек, который готов создать полезный, годный продукт/контент для людей. Автор проектов chatdaa, vpiterGo. Учусь в Питерском Политехе, факультет радиотехнических и телекоммуникационных систем.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Close