Всем известный крейсер, носящий имя «Аврора», выступает пожалуй что самым знаменитым символом Великой Октябрьской революции. Но судьба судна представляет собой еще больший интерес. История судна включает в себя массу событий и военных действий, не упоминая которые рассказ не будет таким полным.
Содержание
Краткая история корабля
Создание корабля было начато в далеком 1896 году, крейсер должен был быть построен по подобию «Дианы». Изначально данный проект вообще не рассматривался и не входил в намерения флота. Однако ближе к началу ХХ столетия ситуация в государстве заметно потерпела заметное ухудшение. Германия начала конкурировать в вопросе изготовления оружия. На фоне нестабильной ситуации страна нуждалась в таких суднах, как крейсер «Аврора».
Судно было третьим в списке крейсеров подобного типа (в числе первых были «Диана» и «Паллада»). Строительство крейсера было начато в Новом Адмиралтействе. Авторство проекта принадлежит флотскому инженеру Ксаверию Ратнику. Черновой набросок был утвержден в Морском техническом комитете, по завершению чего началось строительство.
Хронология дальнейших событий
За всю свою историю существования крейсер Аврора застал такие исторические события, как:
- Гулльский инцидент;
- Цусимское сражение;
- Первая мировая война;
- Февральская революция;
- Октябрьская революция;
В 1897 году было предложено двенадцать идей для названия судна, из которых император Николай II должен был выбрать самое достойное. Выбор пал на имя античной римской богини «Авроры». Закладка была назначена на 4 июня. Другие же два судна были сделаны гораздо раньше, нежели небезызвестный крейсер «Аврора». Создание крейсера было весьма отстающим от графика, так как исполняющий заказ долгий период времени не могу заключить договор о покупке паровой машины. Но к 20 июля конфликт достиг согласия и контракт был подписан.
24 мая 1900 года корабль вышел в плавание. Церемония происходила в присутствии всей императорской семьи. Показательно, что в момент спуска суда на воду, на борту крейсера находился моряк, служивший некоторое время назад на фрегате «Аврора». Подготовка крейсера началась на следующий день после его готовности.
Интересные факты
На тот момент судно обладало всеми новшествами и шло в ногу со временем. Технические характеристики же были следующими:
- В длину судно составляло 126 метров;
- В ширину: шестнадцать метров;
- Осадка составляла шесть метров;
- Водоизмещение у судна было равно 6731 тонне;
- Мощность была двенадцать тысяч лошадиных сил;
На судне в составе экипажа находилось 550 матросов и двадцать офицеров. в течении нескольких лет корабль вынужден был находится на испытательном сроке, а вот уже к 1903 году он был включен в состав отряд, коим командовал Андрей Вирениус.
Ну, а далее судно ожидала не менее насыщенная жизнь: русско-японская война, Гулльский инцидент и прочие исторические события.
Гулльский инцидент
Когда происходило хождение по водам Балтийского моря 22 октября 1904 случился инцидент. Корабли начали стрельбу по непонятному судну, опознать которое было сложно из-за тумана. как позже выяснилось — это были английские рыбаки. Двое людей в следствии данной оплошности погибли. Из-за проблемной видимости крейсер «Аврора» также умудрился попасть под обстрел. В корпус корабля попало пять снарядов. Иеромонах, который прибывал на палубе крейсера также скоропостижно скончался из-за полученного в плавании ранения.
Данному события дали название — «Гулльский инцидент». в связи с ошибкой русских отношения с Великобританией были резко испорчены. В мире подобного ранее никогда не случалось, поэтому страны согласились на проведение расследования третейским судом.
Фото внутри «Авроры»
Представлены фотографии, сделанные внутри корабля «Аврора».
Если человек любит историю, то находиться внутри данного крейсера — для него будет большим наслаждением. А мы постарались хоть как-то передать эти чувства при помощи фотографий.
Где находится
В 44 году прошлого века было принято решение увековечить крейсер, сделав из него музей. Местом стоянки была выбрана Петроградская набережная. На тот день в СССР практически не было значительных исторических памятников, которые могли бы сравниться с «Авророй». Теперь любой, кто решит проведать культурную столицу, просто обязан побывать в этом музее.
Даже не смотря на то, что памятник пережил за свою жизнь массу реставраций, красоты он своей не утратил ни чуть. Теперь история крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге таит в себе события сугубо бытового плана.
Конечно, вид крейсера постройки начала 900-х годов прошлого века вызывает восхищение и восторг. но я хочу поделиться своими впечатлениями от посещения «Авроры» Побывал несколько раз на «Авроре». Послушал 3 экскурсии и был немного удивлен глубиной знаний экскурсоводов:
1) «Аврора» имела штатное парусное вооружение. Интересно, что могло случиться с крейсером, что вышли из строя 24 котла и 3 паровые машины. Я думаю, что после этих повреждений корабль не остался бы на плаву. Вообще то последний корабль ВМФ России который мог нести паруса был крейсер «Рюрик» постройки 1889 года.
2) Подъем якорей вручную осуществлялся якорными шпилями . А то, что справа от шпилей висит картинка, где показано якорное устройство с 2-мя шпилями со вставленными вымбовками на одном валу.
3) Только 4 помещения имели электрическое освещение, остальные освещались через иллюминаторы.
4) На флоте было воинское звание кондУктор а не кондуктОр. Я спросил экскурсовода, знает ли он, что кондУктор продает билеты в трамвае, а кондуктОр — воинское звание на царском флоте. Этот вопрос ввел его в ступор.
5) Орудия батареи крейсера системы Кане изготавливались в Англии и Германии. Доводы, что корабельные орудия системы Кане изготавливались в России и Франции их не убедили.
6) В обязанности офицеров на крейсере входила погрузка угля в корзины и угольные ямы.
Экспозиция так же имеет неточности:
1) В экспозиции стоит гильза от боеприпаса калибра 130 мм. Фактически орудия крейсера перед ВОВ имели картузное заряжание.
2)На фото адмирала Старка (зал р-я п. войны) написано, что он был комендантом Порт-Артура. Фактически — командир порта Порт-Артур. А это далеко не одно и тоже.
3) В том же зале в витрине находятся револьвер Галана (снят с вооружения в 1880 году) и винтовка Бердана (заменена винтовкой Мосина обр 1891 года) не имеющие никакого отношение не только к «Авроре», но и к любому кораблю 2-ой Тихоокеанской эскадры.
4) На голограммах кораблей указан не правильный масштаб моделей. (М1:48)
5) На фото броненосцев «император Николай 1», «Орел», «Адмиирал Сенявин», «Адмирал Апраксин», миноносец «Бедовый» написано, что они были захвачены японцами (видимо этот бред возник в головах руководителей филиалом и поэтому в витрине находятся винтовки Арисака и самурайский меч которые могли использоваться в абордажной схватке). Фактически, броненосцы сданы адмиралом Небогатовым, а «Бедовый » сдался с адмиралом Рожественским. Как выяснилось в разговоре с экскурсоводами на эту тему, их заставляют говорить эту ложь.
К сожалению это далеко не все неточности.
Побывав «Авроре» и послушав экскурсии узнал много нового для себя
1) Аврора была флагманским кораблем крейсерского отряда, ибо на нем 14 мая 1905 года находился адмирал Энквист.
(Адмирал Энквист 14 мая 1904 года держал свой флаг на крейсере «Олег» и только 15 мая, в связи со смертью командира «Авроры» Егорьева, во второй половине дня перешел на «Аврору»)
2) Орудия «Авроры» системы Кане изготавливались в Германии и Англии (на одном из орудий есть заводская марка французской фирмы «Шнейдер» по мнению экскурсовода немецкой. На этой фирме работал Гюстав Канэ — автор этих орудий)
3) Было на флоте воинское звание кондУктор. Когда я спросил экскурсовода – «Знает ли он, что кондУктор продает билеты в трамвае, а кондуктОр — это младший комсостав на царском флоте» он похоже впал в ступор и ничего мне не ответил.
4) На «Авроре» только 4 помещения имели электрическое освещение, в их числе камбуз, помещение динамомашин, лазарет. Остальные освещались только через иллюминаторы.
И это при мощности эл. станции более 300 квт.
5) В обязанности офицеров (более 90% дворяне, голубая кровь) и священников при угольной погрузке входила погрузка угля лопатами в мешки и угольные ямы.
6) Экскурсоводы не знают где находился крейсерский отряд во время боя. Считают, что крейсера с охраняемыми ими транспортами находились в кильватере броненосных отрядов. Фактически они были справа от колонны броненосцев.
7) Экскурсоводы рассказывают, что ручная выборка якорей производилась якорными шпилями. Это неправда. 10-12 человек не могут выбрать якорь весом более 4-х тонн. Выборка якорей вручную осуществлялась при помощи швартовных шпилей которые были расположены один на верхней палубе, другой на батарейной (они сейчас отсутствуют).
8) «Аврора» имела штатное парусное вооружение.
9) Фашистская артиллерия вела огонь по ФЛАГУ (именно по флагу, а не по корпусу и надстройкам) крейсера стараясь сбить его.
10) Экскурсоводы считают, что крейсер «Паллада» после вхождения в состав японского флота «Цугару», был минным крейсером, а не минным заградителем. Попытка объяснить, что они не правы провалилась. Они не знают что такое минный крейсер