Метрополитен любого мегаполиса представляет собой грандиозное техническое сооружение, которое возводится на протяжении продолжительного периода времени, постоянно развивается и совершенствуется. Метро в Санкт-Петербурге не является исключением из этого правила. И, как и любой сложный инженерный объект, оно имеет свою неповторимую историю, наполненную разными замечательными фактами, достойными внимания любопытного читателя. Именно интересным историческим событиям, связанным с петербургским метрополитеном, и посвящен этот небольшой обзор.
Содержание
С чего начиналось метро Санкт-Петербурга
Первые предложения инженеров-изобретателей о необходимости организации в Санкт-Петербурге альтернативного вида городского транспорта датированы еще началом XIX века. Однако в те времена они не находили достойной поддержки власть имущих. И лишь на стыке XIX и XX веков, когда начался подъем промышленности, а повышенная деловая активность граждан привела к оживлению уличного движения, в Петербурге снова вспомнили о необходимости решения транспортной проблемы. Даже трамваи, которые вышли на улицы города в 1907 году, не смогли кардинально повлиять на транспортный коллапс в городе.
Основополагающим фактом, с которого началось виртуальное существование метрополитена в Санкт-Петербурге, принято считать проект, подготовленный в 1889 году Балтийской железной дорогой. В нем предусматривалось, что необходимо организовать движение рельсового транспорта между двумя крупными вокзалами: Финляндским и Балтийским.
Впоследствии многими специалистами в области строительства выдвигались самые различные варианты транспортной разгрузки центральной части города, но в конечном итоге все они остались лишь на уровне инженерных изысканий.
Советская эпоха и рождение петербургского метро
Только в 30-е годы прошлого века идеи о метро в северной столице стали серьезно муссироваться на уровне высшего руководства страны. Но и тут все пошло не так гладко. Строительству помешала вторая мировая война. Изначально пуск первой очереди планировали на 1942 год. Но по факту лишь в 1955 году была запущена в эксплуатацию первая ветка по маршруту Площадь восстания – Автово длиной чуть больше 11 км. Строительство оказалось куда более сложным, чем предполагалось изначально. Из-за сложного геологического рельефа приходилось часто сталкиваться с массой проблем, вызываемых:
- плывунами;
- просадками грунта;
- непредвиденными затоплениями.
Некоторые наземные здания пришлось сносить, другие нуждались в реконструкции с целью усиления. А во время строительства второй очереди в начале 60-х годов под руслом Невы неожиданно была обнаружена впадина, о которой не знали проектировщики. В результате трассу тоннеля проложили значительно глубже, нырнув под впадину.
Входы на первые станции было модно сооружать в виде отдельно стоящих построек. Существующие на их месте здания или церкви были беспощадно уничтожены. Так Санкт-Петербург лишился храмов Спаса-на-Сенной и Входа Господня во Иерусалим.
О присоединении к линиям метрополитена отдаленных районов задумались лишь в конце 60-х годов прошлого века. И здесь не обошлось без непредвиденных ситуаций. Огромнейший плывун на перегоне между станциями мог не только разрушить уже возведенные строительные конструкции, но привести к многочисленным жертвам среди строителей-проходчиков.
Еще несколько интересных фактов о петербургском метро
Метрополитен в городе на Неве можно считать уникальным в своем роде. Причин для этого несколько.
- По глубине заложения станций метро в Санкт-Петербурге является одним из самых глубоких не только на территории бывшего СССР, но и в мире.
- На его станциях сооружено два памятника А.С.Пушкину.
- Нигде в мире нет станций, построенных по типу «горизонтальных лифтов», и только в Санкт-Петербурге на десяти станциях пассажиры проходят в прибывающие поезда через дверные проемы, находящиеся по обе стороны зала и точно совпадающие по расположению с дверями вагонов поезда.
- Некоторые здания в центре города до сих пор хранят на себе памятные следы заложения метрополитена в виде трещин, которые впоследствии были заделаны различными способами.
Смотрите также
- Кафе и рестораны Питера, где можно поработать с ноутбуком целый день
- В Петербурге на пляжах появятся скамейки и бесплатный Wi-Fi
- В Петербурге официально разрешили плавать на лодках, байдарках и каяках по каналам
- Станция метро «Горный институт» будет строиться до 2022 года
- В Петербурге начнут работать новые трамваи с Wi-Fi